www.nair-it.ru
  Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
 
   
         
01.03.2017
Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова о том, какие новые возможности открываются для молодых специалистов в России, в газете «Известия»
24.01.2017
«Известия» публикуют статью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Роботы вместо нас» - о том, когда искусственный интеллект оставит людей без работы
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Ориентация на точные науки дала замечательные результаты
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Почему России необходимо развивать цифровые технологии
17.11.2016
Президент НАИРИТ в передаче "Культурная революция Виртуальный мир сильнее реальности" на канале "Культура"
25.09.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова в программе "Акценты недели" на канале НТВ
20.07.2016
Президент НАИРИТ примет участие в Форуме АСИ
06.06.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова выступит на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
03.06.2016
Интервью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Радио России»
27.04.2016
Вышла авторская колонка Президента НАИРИТ на Life.ru

« пресса о НАИРИТ

Эксперты: Развитие инноваций немыслимо без борьбы с коррупцией

Росбизнесконсалтинг, 02.04.2007

Одним из элементов экономики знаний в России должен стать закон о налоговых льготах для инновационных компаний. Его реализация обеспечит новаторов налоговыми преференциями в объеме 3 млрд рублей, подсчитали в Минфине. Но эксперты опасаются с принятием поправок в НК появления новых схем ухода от налогов в отрасли.

Законопроект разрабатывался правительством в течение двух лет и предполагает прежде всего предоставление инновационным компаниям льгот по налогу на добавочную стоимость (НДС) при передаче патентов и лицензий, а также при выполнении НИОКР не только на бюджетные средства, как ранее, но и на частные деньги.

Скорее всего, закон о льготном налогообложении вступит в силу с 1 января 2008г., а пока он только внесен в Государственную думу, и его рассмотрение в первом чтении ожидается 4 апреля.

"Наконец-то появляется пряник", - комментирует законопроект президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. Как отметила эксперт в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе", кнут уже есть: идет давление на схемы с офшорными компаниями.

В то же время с налоговыми послаблениями встает и проблема контроля над финансовыми средствами, которые оборачиваются в отрасли. Ведь у многих появится соблазн видеть за инновациями в первую очередь огромные земельные наделы РАН и схемы ухода от налогов.

"Если инвесторы, фонды, ассоциации и т.п. займут пассивную позицию, законопроект может постигнуть судьба 94-ФЗ (закона о госзакупках), - говорит о необходимости прозрачного общественного контроля О.Ускова. – И желательно, чтобы президент к нему имел какое-то отношение: без президента у нас ничего не делается".

С ней не согласен Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: "Даже если мы создадим какой-либо общественный орган, он выйдет за рамки своей компетенции. Проблема гораздо шире". По словам эксперта, формирование инновационной экономики детерминируется макроэкономическими трендами.

И судя по динамике инвестиций в основной капитал в начале 2007г., "спекулятивная модель экономики" 2006г. теряет привлекательность, считает И.Николаев, связывая этот процесс с коррекцией индекса РТС в мае-июне 2006г. "Приходит понимание, что можно зарабатывать и за счет развития производства", - полагает эксперт.

Конечно, модель развития более восприимчива к инновациям, чем спекулятивная экономика, но тем острее, по логике инновационщиков, встают проблемы коррупции и компетенции государственных органов.

К примеру, по подсчетам НАИРИТ, в результате реализации уже принятой федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" доля высоких технологий в ВВП снизится примерно в 2 раза.

По словам О.Усковой, миллиарды рублей "даются на 4-й пуск третьего модуля 5-го макета, а привлечь за растрату этих средств практически невозможно". Таким образом, механизмы общественного контроля сегодня крайне актуальны, считает эксперт, особенно на фоне деградации российской техносферы (износ оборудования во всех отраслях от 60% и выше).

Кстати, новый закон о льготном налогообложении также предусматривает и ускоренную амортизацию оборудования для НИОКР, и расширение списка фондов, финансирование из которых не облагается налогом на прибыль, что также является потенциальной угрозой использования схем.

Остается добавить, что, по данным аналитиков, инвестиции в инновационные разработки в стране составляют на сегодня всего около 1% ВВП, и в результате доля РФ в мировом выпуске научно-технической продукции ничтожно мала - 0,3%, тогда как в США их доля - почти 15% (выше в 50 раз).

Отказаться от сырьевой зависимости в пользу экономики знаний в правительстве собираются на словах не первый год. Но 2/3 российского экспорта сегодня, как и прежде, составляют природные ресурсы (в лучшем случае - первичной переработки).

Есть надежда, что точками роста "новой экономики" в стране все-таки станут особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, которые создаются с конца 2005г., и образованная в конце 2006г. Российская венчурная компания (РВК).

 

« пресса о НАИРИТ