www.nair-it.ru
  Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
 
     
         
24.01.2017
«Известия» публикуют статью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Роботы вместо нас» - о том, когда искусственный интеллект оставит людей без работы
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Ориентация на точные науки дала замечательные результаты
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Почему России необходимо развивать цифровые технологии
17.11.2016
Президент НАИРИТ в передаче "Культурная революция Виртуальный мир сильнее реальности" на канале "Культура"
25.09.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова в программе "Акценты недели" на канале НТВ
20.07.2016
Президент НАИРИТ примет участие в Форуме АСИ
06.06.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова выступит на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
03.06.2016
Интервью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Радио России»
27.04.2016
Вышла авторская колонка Президента НАИРИТ на Life.ru
27.04.2016
Президент НАИРИТ выступила в прямом эфире РБК ТВ

« пресса о НАИРИТ

Дубль два

Перезапуск "Электронной России"

Новая политика, 19.08.2009

Нынешним летом в высоких кабинетах оживились разговоры о федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 – 2010 годы)" и важнейшей ее части – "электронном правительстве". Сроки истекают, госорганы – сплошь в компьютерах и периферийных устройствах, но широкомасштабная ФЦП, можно сказать, так и не стартовала. Сорваны почти все ее пункты, включая изменение нормативно-правовой базы сферы ИТ, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентацию доступа к государственным информационным ресурсам. Между тем в развитых странах е-Government – это вовсе не тривиальная закупка оборудования для информатизации госслужбы, а новый уровень взаимодействия государства, граждан и бизнеса. Новый уровень гармонизации управленческих решений и общественных устремлений.

Подзабытой было ФЦП "Электронная Россия", а они, эти федеральные целевые программы, множатся у нас с невиданной скоростью, было уделено много времени на недавней встрече министра связи и информации Игоря Щеголева с премьером Владимиром Путиным в Сочи. Образно говоря, министр и премьер обсуждали перезагрузку российской версии давней как мир мечты человечества об идеальном государственном механизме. Вырванный из заграничного отпуска министр доложил, что его ведомство координирует подготовку пересмотренной версии ФЦП "Электронная Россия". Пересмотр вызван, главным образом, фактическим срывом программы, а также необходимостью снизить спланированные до кризиса расходы на пролонгированную реализацию. На сегодня нет ни общего проекта построения "электронного правительства", ни даже его стандартов, на которые можно было бы ориентироваться разработчикам. Как бы там ни было, Минэкономразвития обязали внести в правительство новую версию "Электронной России" в самое ближайшее время. А ведь даже при длительной подготовке в этом уважаемом ведомстве менее сложных и всеобъемлющих ФЦП их качество, мягко говоря, оставляло желать лучшего.

Идея "электронного правительства" основана на конвергенции современных подходов к управлению государствами и корпорациями. В обоих случаях их органы управления исходят из бюджетов, имеют массу специализированных департаментов (ведомств), разобщенных внутрикорпоративными (ведомственными) барьерами. Современный тип государства, подобно корпорации, стремится не к подавлению недовольных, а к удовлетворению интересов всех своих "акционеров" – граждан, в том числе бизнесменов.

С этой целью ставится задача путем "подключения к Сети" преодолеть разобщенность и информационную закрытость госорганов, сделать их легкодоступными для граждан, повысить оперативность и скоординированность их решений, уровень капитализации создаваемых за счет бюджета активов. Это, так сказать, в теории, в идеале, когда государство – демократическое, экономика – современная, общество – гражданское, а коррупция, задавленная до приемлемого минимума, не перекрывает каналы управления страной. Признаем, что реальная Россия далека от этих высоких стандартов, и нынешнее все еще зачаточное и вялотекущее состояние "Электронной России" было прогнозируемо и вполне закономерно.

Идея "Электронной России" возникла еще в 2000 году. В январе 2002 года одноименная программа была одобрена правительством, координатором назначили Министерство по связи и информатизации. Главным разработчиком программы стала Высшая школа экономики, документ дорабатывался в Минэкономразвития, Министерстве образования, Федеральном агентстве правительственной связи и информации. В США закон об "электронном правительстве" был принят только в 2002 году, когда уже стартовала, точнее якобы стартовала, многострадальная "Электронная Россия". Теперь, по прошествии почти восьми лет, министр Щеголев констатировал в Сочи: "Ряд федеральных органов исполнительной власти, даже если и научились с уверенностью пользоваться информационными компьютерными технологиями, то пока это происходит, исходя из их собственных интересов". Как посетовал министр, граждане получают от всего этого "не очень много", а взаимодействие между органами власти осуществляется все больше по старинке. Лишь с 2011 года россияне cмогут начать получать ограниченный перечень услуг госведомств через Интернет. Речь идет о предоставлении лицензий, выписке справок, подготовке документов. Сегодня "информатизация" ограничена созданием малоинформативных сайтов-визиток федеральных министерств и ведомств. Региональные органы власти не всегда могут похвастаться даже этим. О том, чтобы сделать открытой детальность чиновников и смету расходов госучреждений речь даже не идет.

По словам президента Дмитрия Медведева, впервые он ощутил тяжесть проблем на пути к созданию "электронного правительства" еще шесть-семь лет назад, работая в администрации президента. Новая попытка сдвинуть дело с мертвой точки, предпринятая им уже в качестве президента, помимо всего прочего "наткнулась" на мировой кризис. Но вернемся к началу истории с попытками "апгрейда" державы.

Когда в 2000 году идея "Электронной России" только еще обсуждалась в тогдашнем МЭРТе, в центре дискуссий была чисто техническая проблема нехватки "железа", то есть самого компьютерного оборудования. Считалось, что развитие информационных и коммуникационных технологий в стране будет прежде всего определяться количеством персональных компьютеров, доступностью и пропускной способностью каналов. Технические проблемы относительно быстро решили, а воз и ныне там... Как констатировал президент Медведев, "сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети Интернет. Практически во всех государственных органах сформированы базы данных, но и только. У нас внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге". В общем, компьютерное "железо" есть, а электронного счастья так и нет. Цифровой разрыв между Россией и развитыми странами растет буквально на глазах. Дмитрий Медведев отметил, что по индексу развития " электронного правительства" в 2005 году Россия была на 56-м месте, а в 2007 году опустилась до 92-го.

В России так и не появилась сколько-нибудь обоснованная "дорожная карта" движения к намеченным целям. В многочисленных госструктурах нет ни одного заместителя руководителя, ответственного за информационные технологии, и финансируют их по остаточному принципу. Ну, а в кризис, известно какие остатки... Между тем новая версия ФЦП призвана обеспечить и заметную экономию бюджетных средств путем снижения трудоемкости и времени обработки документов. Ежегодно планируется экономить за счет внедрения ФЦП до $ 10 млрд.

Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова в качестве основной проблемы в создании "электронного государства" называет высокий уровень коррупции. "Сфера информатизации является очень благоприятной для злоупотреблений, поскольку критерии оценки стоимости в ней весьма специализированы, – полагает Ольга Ускова. – Цену ИТ-проекта можно искусственно завысить в несколько раз без риска, что тебя поймают за руку".

Между тем никакие самые эффективные технологии не помогут выстроить "электронное правительство, пока государственные структуры в своей деятельности не совершат дружный глобальный "разворот" к гражданину, пока их работа не станет скоординированной, прозрачной и предсказуемой. Как же трудно себе представить, например, ГИБДД, действительно обслуживающую интересы водителей, а не свои собственные.

Пока в тесном взаимодействии бесчисленных российских госучреждений реально заинтересованы только президент и премьер, которые в ответе за всё. Ну еще вице-премьеры и то в ограниченной сфере своей ответственности. У самих министров или руководителей федеральных служб и госкомитетов такой интерес отсутствует. Поэтому для реанимации "электронного правительства" понадобится создать межведомственное звено с большими полномочиями в данной сфере – вплоть до обязательного исполнения его решений всеми госорганами, сколь бы властными или силовыми они ни были. При этом заслуги во внедрении элементов новой системы должны стать одним из критериев в оценке деятельности высокопоставленных чиновников.

 

« пресса о НАИРИТ