www.nair-it.ru
  Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
 
     
         
24.01.2017
«Известия» публикуют статью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Роботы вместо нас» - о том, когда искусственный интеллект оставит людей без работы
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Ориентация на точные науки дала замечательные результаты
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Почему России необходимо развивать цифровые технологии
17.11.2016
Президент НАИРИТ в передаче "Культурная революция Виртуальный мир сильнее реальности" на канале "Культура"
25.09.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова в программе "Акценты недели" на канале НТВ
20.07.2016
Президент НАИРИТ примет участие в Форуме АСИ
06.06.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова выступит на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
03.06.2016
Интервью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Радио России»
27.04.2016
Вышла авторская колонка Президента НАИРИТ на Life.ru
27.04.2016
Президент НАИРИТ выступила в прямом эфире РБК ТВ

« пресса о НАИРИТ

Нулевой эффект

Внедрение электронного документооборота по устаревшим стандартам заведет электронное правительство в тупик

Российсккая газета, 22.09.2009

Ежегодно на внедрение электронного документооборота в госструктурах выделяются десятки миллионов долларов, которые расходуются на реализацию сотен профильных ИТ - проектов. Результат нулевой: механизм государственного управления не становится более эффективным.

Проблема в том, что внедрение электронного документооборота происходит по старым стандартам, а его суть сводится лишь к решению задачи ведомственного учета документов. В результате проще становится работать самому чиновнику. Население же и бизнес результатов подобных внедрений на себе никак не ощущают. Как и раньше, нельзя, например, заполнить форму в Интернете, чтобы получить справку или разрешение, не стоя в очередях в различных ведомственных структурах. По сути, сегодня предлагается внедрять продукты, опирающиеся на стандарты десятилетней давности. Как будто мы не знаем, что в развитых странах применяются совсем иные подходы к автоматизации. Например, в основе одного из таких подходов лежит понятие документооборота форм. Его суть в приведении к единому национальному стандарту форм документов, которые должны заполнять граждане и бизнес-структуры, взаимодействуя с государственными организациями при оформлении необходимых им документов. Если, например, нужно получить загранпаспорт, то достаточно заполнить заявление на сайте ОВИРа, а затем просто забрать готовый паспорт после получения извещения о его готовности, как в Германии и США.

Самое неприятное, что в России существует большое количество инновационных разработок, как нормативных, так и технологических, позволяющих сделать системы электронного документооборота гораздо более эффективными. Об этих разработках неоднократно докладывалось руководству профильных ведомств, но никакой реакции с их стороны не последовало. Так в прошлом году на круглом столе в Институте современного развития была предложена Концепция документооборота форм опирающаяся на отечественные инновации. В ее рамках предлагалось создание единого госреестра форм документов, включая их классификацию и приведение к единым образцам. Это позволило бы в десятки раз ускорить процесс оформления документов, что ежегодно экономило бы для страны около 150 млрд. рублей. Таким образом, мы смогли бы реально перейти к созданию <электронного правительства>, о необходимости которого так долго говорится. Сейчас в полной мере создать электронное правительство невозможно, поскольку не решены многие вопросы законодательного оформления электронных документов, но ускорить и упростить процесс оформления бумажных документов можно уже сейчас.

Существует и большое количество инновационных разработок, позволяющих преобразовать электронный документооборот в развитую автоматизированную систему управления, позволяющую заменить человека на многих рутинных операциях. Эти разработки дают системам электронного документооборота возможность не только регистрировать документы, но понимать их содержание и принимать самостоятельные решения по организации работы с ними. Так современная система электронного документооборота способна будет понять, какой документ к ней поступил, отправить этот документ на исполнение нужному сотруднику, определить срок отчета об окончании работы с документами. Более того, она сможет соотносить документ с комплексом других документов по данному вопросу, и даже самостоятельно составлять ответы на различные запросы. Именно на эти инновационные возможности следует ориентироваться при внедрении электронного документооборота в российских органах власти, а не продолжать делать все по старым стандартам.

Внедрение подобных технологий не только повышает эффективность работы системы госуправления, но и во многом решает проблему противодействия коррупции, поскольку во многом минимизируют человеческий фактор на пути нормативно-юридического прохождения решения. И очень жаль, что "государственные мужи" предпочитают вести дело по старинке. А это все равно, что ездить на Жигулях 40-летней давности в окружении современных автомобилей.


Ольга Ускова,президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий

 

« пресса о НАИРИТ