www.nair-it.ru
  Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
 
   
         
01.03.2017
Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова о том, какие новые возможности открываются для молодых специалистов в России, в газете «Известия»
24.01.2017
«Известия» публикуют статью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Роботы вместо нас» - о том, когда искусственный интеллект оставит людей без работы
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Ориентация на точные науки дала замечательные результаты
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Почему России необходимо развивать цифровые технологии
17.11.2016
Президент НАИРИТ в передаче "Культурная революция Виртуальный мир сильнее реальности" на канале "Культура"
25.09.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова в программе "Акценты недели" на канале НТВ
20.07.2016
Президент НАИРИТ примет участие в Форуме АСИ
06.06.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова выступит на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
03.06.2016
Интервью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Радио России»
27.04.2016
Вышла авторская колонка Президента НАИРИТ на Life.ru

« пресса о НАИРИТ

Стартап на экспорт

Коммерсантъ Деньги, 21.11.2011

Заполучить зарубежного инвестора в свой стартап стало куда труднее, чем до кризиса. Если российские венчурные фонды и не снизили активности, а некоторые даже наращивают ее, то новые вложения иностранцев можно буквально пересчитать по пальцам. А пересчитав, понять принципы, которыми они теперь руководствуются.

Несколько лет назад молодые специалисты Института сильноточной электроники Сибирского отделения РАН начали разрабатывать революционный медицинский прибор — неинвазивный глюкометр, позволяющий определять уровень глюкозы в организме без прокола кожи, оптическим методом. Разработчикам повезло: стартап сразу же получил несколько грантов (от фонда Бортника и областной администрации), а чуть позже — и первые инвестиции в размере 21 млн руб. от Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании (ФПИ РВК) и британского венчурного фонда Oxford Russia Business Innovation Trust (ORBIT). Сейчас идут переговоры с финскими инвесторами о следующем этапе финансирования. "Рост числа диабетиков во всем мире обусловил интерес к нашему продукту со стороны не только российских, но и международных инвесторов,— говорит один из авторов проекта Дмитрий Стародубцев.— И мы изначально были настроены на поиск иностранного партнера, который помог бы нам с международной сертификацией продукта и продвижением на зарубежных рынках". По его словам, опыт поиска зарубежного инвестора помог понять, что главное для иностранцев — это интеллектуальная собственность. "Как только мы получим международный патент, так сразу и будем подписывать документы с инвесторами",— говорит Дмитрий.

Ставку на международного инвестора с самого начала делали и создатели другого медицинского стартапа — ученые из Екатеринбурга, авторы проекта по борьбе с бесплодием у женщин, страдающих различными патологиями репродуктивной системы. Один из авторов проекта — профессор Владимир Зуев отмечает, что сам проект намного шире и включает в себя еще и направление по онкологии и микробиологии, однако немецкие инвесторы, по его словам, готовы финансировать прежде всего исследования, связанные с проблемой бесплодия.

Иностранцы для избранных

Найти именно международного инвестора — идефикс для многих российских стартапов. Причин для этого много: это и выход на международные рынки, и привлечение более качественной экспертизы, и т. д. и т. п. Но, как известно, в последние годы западные инвесторы стали уж очень осторожны. По словам Андрея Вакуленко, директора венчурных фондов УК "Тройка Диалог", доля венчурных инвестиций на мировом рынке снизилась с 10% до 3%, при этом вложения в проекты из таких стран, как Россия, упали еще ниже. Но не до нуля, что радует: за последний год, например, несколько российских стартапов получили крупное финансирование от иностранных инвесторов. Анализ этих историй успеха позволяет обнаружить в них определенную закономерность.

Самый большой куш сорвал создатель российского проекта KupiVIP, предприниматель из Германии Оскар Хартманн. В апреле проект привлек $55 млн от группы фондов, среди которых Badlerton Capital, Bessemer Venture Partners и Russia Partners. Оскар Хартманн создал этот проект в 2008 году, позаимствовав идею у французского сервиса Vente-Privee и его последователей — американского Gilt, британского BrandAley и немецкого Brands4friends. Товары люксовых брендов продаются через эти сервисы со скидкой 50-70%. Правда, стартапом как таковым к 2011 году KupiVIP уже не являлся, поскольку за три года существования он обзавелся многомиллионной аудиторией.

Зато под классическое определение стартапа подпадает онлайн-магазин обуви Sapato.ru, который в июне 2011 года получил $12 млн от компании Intel и некоторых прежних инвесторов — Direct Group, eVenture Capital Partners, Kinnevik. Через год после запуска выручка Sapato достигала $2,8 млн, а число клиентов, по данным компании, превысило 100 тыс. Первоначальные, посевные инвестиции сделал российский фонд Fast Lane Ventures, а совокупный объем полученных Sapato.ru средств составил $20 млн.

Примерно в это же время очередные инвестиции получил российский проект Altergeo — сервис городской навигации, определяющий местоположение пользователя и показывающий, какие люди и места в данный момент рядом с ним находятся. Выбрав место, которое хочется посетить, пользователь может пригласить туда друзей, разослав сообщения одним кликом. Разработчики Altergeo получили от инвесторов около $10 млн. Основную часть этих средств в проект вложили фонды Intel Capital и Almaz Capital. Соинвестором стала предприниматель-инвестор Эстер Дайсон (Adventure Holdings). Но опять же первоначальные инвестиции выделили российские венчурные фонды: около $50 тыс. от фонда бизнес-ангелов AddVenture и около $1 млн от фонда Kite Ventures.

В этом же ряду стоит проект по бронированию отелей Oktogo.ru. Через год после запуска, наладив сотрудничество более чем с 2 тыс. гостиниц в России и странах СНГ, а также помогая с бронированием гостиниц за рубежом, сайт обзавелся значительной аудиторией и смог привлечь $5 млн инвестиций. Новыми акционерами компании стали люксембургский венчурный фонд Mangrove Capital Partners, российский фонд ABRT и французский фонд Ventech. Последний, наряду с венчурными фондами Kite Ventures и TA Ventures, одновременно вложил деньги и в компанию Pixonic, выпускающую социальные игры. Создатель Pixonic — один из самых успешных интернет-предпринимателей Елена Масолова — привлекла в свой очередной проект $5 млн.

Велосипед не нужен

Анализ вхождения западных инвесторов в российские стартапы выявляет несколько актуальных тенденций. Первая — ставка на простоту и копирование существующих проектов. "Инвесторов на рынке мало, и деньги они готовы вкладывать лишь в короткие схемы",— говорит Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий. По ее словам, если схема инвестирования, к примеру, рассчитана более чем на два года, инвестор либо отказывается, либо предлагает разбить проект на несколько решений с более узким функционалом, выражая готовность финансировать лишь одно из таких решений.

Управляющий партнер компании AddVenture Максим Медведев также отмечает, что "для западного инвестора основным маяком служит наличие у идеи прототипа". Автору проекта нужно прийти к инвестору и сказать, что "есть вот такая зарубежная компания, с таким-то количеством пользователей и такими доходами, и что он хочет создать нечто подобное, но в России". Именно при этом сценарии, по словам Медведева, у инвесторов почти никогда нет возражений, и деньги находятся. "Получается так: если хочешь привлечь западного инвестора, не изобретай велосипед,— заключает Медведев.— Нужно просто абсолютно четко понимать, что есть на западном рынке технологий, чего еще нет у нас, и заполнять пустоты". По его словам, российские инвесторы тоже охотнее всего идут на клонирование проектов, однако у них все-таки можно получить деньги и на новаторские идеи.

Сначала сами

Вторая тенденция состоит в том, что западные инвесторы выражают готовность подключиться к проекту, если видят заинтересованность в стартапе местных венчурных фондов, в том числе государственных. "Для зарубежного инвестора очень важно заходить в проект совместно с проверенными партнерами, которые в основном представлены фондами, оперирующими на территории России",— поясняет управляющий партнер компании AddVenture Сергей Карпов. Его поддерживает и руководитель службы анализа проектов Российской венчурной компании Кирилл Булатов, который объясняет, что иностранные инвесторы ищут российских партнеров, разбирающихся в рынке и способных обеспечить необходимый документооборот.

По словам Кирилла Булатова, сейчас фондами РВК совместно с иностранными инвесторами рассматриваются инвестиции в два инфраструктурных проекта по обеспечению биотехнологических компаний необходимыми сервисами. "ВТБ — Фонд венчурный", созданный вместе с РВК, провел две сделки с участием иностранных инвесторов. Это проекты AiHit (система структурирования информации из интернета) и Eccentex (система управления кейсами). А участие "Роснано" в проекте по производству наноструктурных керамических и металлокерамических материалов (ООО "Вириал") подтолкнуло инвестировать в начинающую компанию и один из ведущих фондов прямого финансирования в странах Скандинавии — CapMan. Общий бюджет проекта сейчас составляет 1,7 млрд руб.

Похожая история — с известным проектом Evernote (сервис по сохранению и синхронизации заметок). Сначала в проект вложились частные инвесторы, потом в компанию инвестировала "Тройка Диалог", а вслед за ней — венчурные фонды Morgenthaler Ventures, DoCoMo Capital и Sequoia Capital. Правда, бывают и исключения: стартап yaM Labs, возглавляемый бывшим вице-президентом Epam Systems Анатолием Гавердовским, еще на посевной стадии получил $500 тыс. от венчурного фонда Foresight Ventures.

"Тем не менее, на мой взгляд, наиболее эффективная тактика для стартапов сейчас (и, кстати, не только для российских) — привлекать первый раунд инвестиций от российских инвесторов, а на более поздней стадии — обращаться к венчурным инвесторам Кремниевой долины, чтобы воспользоваться их опытом развития венчурных проектов",— считает Андрей Вакуленко из "Тройки Диалог". По его словам, в отличие от всего мира, в России "аппетит к риску" у частных инвесторов и участие государства поддерживают венчурные инвестиции на докризисном уровне.

Все деньги в интернет

Третья тенденция (не столь актуальная, впрочем, но давняя) сводится к тому, что интернет-проекты пользуются у инвесторов — как российских, так и западных — гораздо большей популярностью, чем стартапы в других областях новых технологий. Причем эксперты утверждают, что интерес этот в случае с российским рынком будет только расти. Причин для роста как минимум три: самое большое в Европе количество интернет-пользователей, увеличение объемов платежных операций со стороны россиян и повышение общей покупательской способности. Но это не значит, что в остальных отраслях нет интересных идей, имеющих шанс получить деньги на воплощение.

"Среди проектов по базовым технологиям, по микробиологии или по медицине есть много хороших, с поразительными результатами,— утверждает Ольга Ускова.— Но их создатели зажаты, не умеют придумывать маркетинговые стратегии, не умеют общаться с потенциальными инвесторами".

Впрочем, обвинять ученых из других отраслей в отсутствии бизнес-качеств, наверное, не стоит. В отличие от авторов интернет-проектов, они не могут копировать западные идеи, их проекты уникальны и требуют гораздо более масштабного финансирования. Понятно, что и на рынке их меньше, но отдачу они могут принести много большую. Речь идет, к примеру, о тех медицинских проектах, о которых мы говорили в самом начале.

Ссылка на источник

 

« пресса о НАИРИТ