www.nair-it.ru
  Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
 
   
         
01.03.2017
Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова о том, какие новые возможности открываются для молодых специалистов в России, в газете «Известия»
24.01.2017
«Известия» публикуют статью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Роботы вместо нас» - о том, когда искусственный интеллект оставит людей без работы
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Ориентация на точные науки дала замечательные результаты
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Почему России необходимо развивать цифровые технологии
17.11.2016
Президент НАИРИТ в передаче "Культурная революция Виртуальный мир сильнее реальности" на канале "Культура"
25.09.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова в программе "Акценты недели" на канале НТВ
20.07.2016
Президент НАИРИТ примет участие в Форуме АСИ
06.06.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова выступит на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
03.06.2016
Интервью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Радио России»
27.04.2016
Вышла авторская колонка Президента НАИРИТ на Life.ru

« пресса о НАИРИТ

Акцент на образование

Бизнесу выгодно вкладываться в специалистов на ранних карьерных стадиях

Российская газета, 29.01.2013

Одним из основных трендов 2012 года в инновационном развитии страны стало смещение основного акцента от проблемы создания институтов к вопросам поддержки образования и науки. Это видно по тому вниманию, которое президент страны Владимир Путин уделял и уделяет этой теме. Только в четвертом квартале прошлого года под его председательством было проведено три масштабных совещания по этой проблеме, сформулированы необходимые решения. На ней сделан акцент и в декабрьском Послании Федеральному Собранию.

Действительно, ситуация с подготовкой квалифицированных кадров для инновационной отрасли непростая. Налицо жесточайший дефицит специалистов. Во многом это является следствием экономических издержек 1990-х годов, а также результатом негативных демографических тенденций. Разрушена сложившаяся в советское время система подготовки. В силу высокой динамики развития отрасли высоких технологий большинство преподавателей не успевают обучаться. В итоге сегодня на 90% овладение инновационными инструментами, как правило, происходит самостоятельно. В такой ситуации эффективным средством решения проблем призван стать так называемый проектный подход. Сегодня преподаватель инновационных дисциплин должен иметь "живую" практику в проектах, связанных с разработкой новых технологий, с тем, чтобы его студенты могли получать знания и лучший опыт из "первых рук". Кроме того, самим студентам и даже школьникам старших классов, готовящимся к поступлению в конкретный вуз, необходимо принимать участие в реальных отраслевых проектах известных компаний, заключающих с вузами по этому поводу соответствующие финансовые соглашения.

Стоит отметить, что технологии проектного подхода заняли одно из центральных мест в рейтинге методик и подходов, которые окажут наибольшее влияние на развитие сферы образования в мире в 2013 году, подготовленном специалистами Cornell University (США) совместно с журналом Forbes.

Одним из основоположников проектного подхода считается проректор Стэнфордского университета Фредерик Терман. С его помощью в Стэнфорд в свое время были привлечены федеральные заказы на прикладные работы, создан технопарк Стэнфорда, основан первый приуниверситетский стартап - Hewlett Packard.

Подобные практики сегодня с успехом реализуются и на базе целого ряда ведущих российских вузов: МФТИ, МИФИ, МИСиС, МГТУ им. Баумана. Действительно, следуя проектному подходу, студенты получают бесценный опыт создания инновационных технологий, направленных на решение конкретных государственных задач. А бизнесу в этом смысле выгодно вкладываться в специалистов на ранних карьерных стадиях, фактически формируя их таким образом, как это нужно самой компании. В итоге она получает "заточенного" под конкретный внутренний технологический процесс специалиста без необходимости какого-либо переобучения. Кроме того, как показывает статистика, обученные внутри компании специалисты в силу неспадающего интереса к своей работе не склонны к смене места трудовой деятельности.

Одним из важнейших условий подготовки специалистов для инновационной сферы является также использование новейших технологий обучения. Недаром в том же Стэнфорде лозунг о включении в учебный процесс гуманитарных предметов, позволяющих формировать образ мышления студентов таким образом, чтобы они были ориентированы на генерацию инноваций, вынесен на флаг университета.

В России аналогичный подход также реализуется в ряде ведущих вузов. В МФТИ этому посвящен курс известного российского специалиста, директора Русского института Сергея Чернышева. Технологии развития способностей студентов мыслить творчески и креативно поставлены во главу учебного процесса кафедры "Перспективных компьютерных технологий" МИСиС. В его основе лежит теория всеобщей контактности, разработанная известным российским художником Элием Белютиным. Это именно его картины попали под горячую руку Никиты Сергеевича Хрущева на знаменитой выставке в Манеже в 1962 году. Но, несмотря на гнев первого лица государства, результаты теории были взяты на вооружение аппаратом ЦК КПСС и активно им использовались вплоть до момента распада СССР для повышения квалификации руководящих сотрудников аппарата. А сегодня многие ее положения успешно интегрированы в современные методики обучения в ряде ведущих стран мира, включая США.

Речь идет о технологиях раскрепощения от штампованных представлений о действительности, личностного видения, которые позволяют на уровне "надсознания" формировать креативность, творческое мышление, способности к достижению наилучшего результата. Кроме того, методы теории всеобщей контактности способствуют формированию у человека умения мыслить образно. Действительно, влияние образного мышления на эффективность творческого процесса давно обсуждается психологами. Недаром многие великие открытия (Ньютон, Галилей) были сделаны людьми, мыслящими образно. А теория относительности Эйнштейна скорее вообще представляет собой эссе, чем научную работу.

Позитивные перемены происходят сегодня и в настроениях студенческого сообщества. Наиболее значимым является тренд снижения веса денежной мотивации в вопросах трудоустройства у молодых специалистов. На первое место выходят вопросы интереса, престижа и качества условий работы. Согласно опросу НАИРИТ, этой точки зрения придерживаются около 64% опрошенных студентов российских вузов. В этом смысле у студентов и молодых специалистов появилась реальная альтернатива отъезду за рубеж. Недаром приезжавший в конце прошлого года в Россию очередной охотник за мозгами Марк Цукерберг так и не собрал желаемого урожая отечественных талантов. А это значит, что будущее у нашей инновационной отрасли вполне реальное.

Ссылка на источник

 

« пресса о НАИРИТ