www.nair-it.ru
  Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий
 
     
         
24.01.2017
«Известия» публикуют статью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Роботы вместо нас» - о том, когда искусственный интеллект оставит людей без работы
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Ориентация на точные науки дала замечательные результаты
01.12.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова комментирует послание Федеральному Собранию президента России Владимира Путина. Почему России необходимо развивать цифровые технологии
17.11.2016
Президент НАИРИТ в передаче "Культурная революция Виртуальный мир сильнее реальности" на канале "Культура"
25.09.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова в программе "Акценты недели" на канале НТВ
20.07.2016
Президент НАИРИТ примет участие в Форуме АСИ
06.06.2016
Президент НАИРИТ Ольга Ускова выступит на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме
03.06.2016
Интервью Президента НАИРИТ Ольги Усковой «Радио России»
27.04.2016
Вышла авторская колонка Президента НАИРИТ на Life.ru
27.04.2016
Президент НАИРИТ выступила в прямом эфире РБК ТВ

« пресса о НАИРИТ

Ученые нашли способ выращивать гениев на работе

Московский Комсомолец, 14.05.2013

Придумать неожиданный алгоритм для компьютерной программы или изобрести техническое чудо, к примеру, гиперзвуковой самолет, можно путем долгих и упорных изысканий. Но можно получить и более быстрый результат, обратившись за помощью к... подсознанию изобретателя. Этот и другие способы раскрытия творческого потенциала молодежи обсудили недавно ученые, преподаватели и предприниматели на специально созванном Круглом столе в Общественной палате РФ. О том, что в представлении собравшихся означает настоящее творчество и как его предлагается стимулировать, узнала корреспондент «МК», побывавшая на заседании.

Что мы знаем о творческом потенциале человека? Это нечто абстрактное и бессистемное, управлять которым мы пока не умеем. Между тем именно на раскрытии талантов молодежи, как главного потенциала общества, заостряют сейчас внимание властные структуры многих стран. Бизнес-модель общества, - это уже не актуально. Инновации, человеческий потенциал, — вот, на что надо делать ставку в современном мире.

В России, похоже тоже это поняли. По информации, озвученной членом общественной палаты и доверенным лицом президента Анной Бухало, в этом году при содействии Министерства экономического развития РФ стартовал проект по развитию молодежного творчества. В рамках проекта в 13 регионах России, а именно в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Астрахань, Белгород Ульяновск, Иркутск и др. уже созданы Центры научно-инновационного творчества молодежи. Они должны формировать творческий потенциал. Но вот в чем загвоздка: центры есть, а системы по которым должны в них заниматься с молодежью, еще не выбраны. По сути, для того, чтобы обсудить наиболее перспективные методики, систематизировать подход к проблеме и был собран Круглый стол в Общественной палате РФ.

- Нет способа раскрыть творческий потенциал лучше, чем подходить к учащемуся индивидуально, - высказал свое мнение по данному вопросу член-корреспондент РАН Владимир Арлазаров.

Не так давно Владимир Львович, будучи главным тренером российской сборной по спортивному программированию (есть такая дисциплина, в которой важны не быстрые ноги, а гибкий ум), впервые вывел ее в финал международного чемпионата. При этом ученый подчеркнул, что в команду ребят отбирали из самых обычных студентов МИСИСа. Единственным критерием отбора было их желание участвовать и побеждать. А затем начались усиленные тренировки, как в спорте: по много часов в день. При этом подход к каждому был индивидуальным, опять же, как при подготовке к настоящим олимпийским играм.

С принципами Арлазарова согласился Валерий Кривцов - декан факультета инноваций и высоких технологий МФТИ. Он рассказал, что благодаря примерно таким же принципам персонального подхода к каждому студенту на физтехе после 5 курса рождается по 3-5 стартапов. «Но что очень важно отметить, - говорит Валерий Евгеньевич, - сначала надо дать студенту инженерную подготовку, а потом азы предпринимательства, его стимулирование, а не наоборот».

А вот президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова предложила более революционный метод, связанный с высвобождением у молодого изобретателя или предпринимателя бессознательного.

- Сегодня мы начинаем революцию, - начала Ольга Анатолиевна. - На днях в кризисном штабе Путина обсуждали падение экономического уровня страны. Никто не мог предложить креативный выход. А у нас есть вполне конкретное предложение, причем основанное, на потенциале изобретений советского времени. Что же это за предложение?

Инноваторы решили воскресить старую Теорию всеобщей контактности (ТВК), разработанную еще в 50-е годы прошлого столетия художником Элием Белютиным. За время работы созданной им студии появилось около 500 художников и дизайнеров, из которых человек двадцать на сегодняшний день являются основателями и лидерами существующих направлений современного искусства. Это Владислав Зубарев, Вера Преображенская, Александр Панкин и многие другие. Теория помогла им посмотреть на мир и научиться изображать его с совершенно неожиданных сторон.

Но где связь между художниками и инновационными разработками? - Спросите вы. Оказывается, метод Белютина универсален для всех областей, где необходимо приложения творческой мысли: в информатике, в инженерных науках, при поиске новых подходов в предпринимательстве.

- У человека есть три уровня мышления, - последовательно объясняет суть Теории Ольга Анатолиевна. - Первое - сенсорное. Это просто, накопление информации посредством органов чувств. Оно начинается еще с утробы матери. Второе — динамическое мышление, основанное на оперативной памяти. Дальше идет наш «архив» или наша долговременная память или подсознание, - как хотите это называйте. Динамическое мышление периодически обращается к «архиву» за «справками». Быстрое и своевременное получение нужной информации и применение ее в новых условиях - и есть озарение. И чем эффективней получается у некоторых этого достичь, тем с большей уверенностью мы называем их гениями. Получается, гений - это человек, который научился попадать в нужную область мозга оригинальным путем, делать это быстрее и точнее окружающих.

Именно эту работу мозга и взялся в свое время совершенствовать художник Белютин у своих учеников, вырабатывая в них способность к озарению.

Один из примеров урока по методике Белютина. Человек стоит лицом к мольберту. Преподаватель, не предупреждая его заранее о теме урока, вдруг говорит: «Нарисуйте то, что у вас за спиной. У учеников — первый шок, они испугались, ведь они не готовы, а многие и не задумывались никогда о том, что находится у них за спиной. Но им надо срочно, не оборачиваясь изобразить то, что их просят. Потом задание меняется: «Создайте яйцо!». И через некоторое время: «Теперь надо его испортить!» Один рисует ломаные линии, другой — сгнившие внутренности... Таким образом Белютин стирает грани и расширяет пространство.

- Как вы думаете, почему и математики, и физики часто обращаются к искусству и в частности, к живописи? - спрашивает Ускова. - И сразу объясняет: дело в том, что с 3-х лет ребенка учат четким, логичным понятиям, к примеру: «стена - твердая», «трава - зеленая». К 18 годам, у человека формируется в голове стандартная система мира, от которой потом очень трудно отойти в сторону. А ведь для изобретения нового это просто необходимо! Вот для того, чтобы немного выйти «за рамки», человек должен уметь расслаблять свой мозг, возвращая его, в некотором смысле в первозданное состояние.

- Как решить уравнение? Нужно озарение, нужно переключить мозг на нечто абсолютно другое, абстрактное, нарисовать несуществующий образ, после чего решение придет само собой. Программа Белютина — как раз тот самый инструмент, который позволяет тренировать оригинальное мышление регулярно. Тогда человек научиться входить в состояние озарения быстро, буквально по требованию.

- Есть ли хорошие результаты применения ТВК в обучении студентов технических вузов? - спрашиваю я Ускову.

- С инженерами мы еще не работали, а вот программисты и математики, прошедшие курс обучения Теории всеобщей контактности у нас есть. Это наши молодые ребята (Ускова, помимо всего прочего является президентом столичной IT-компании — Н.В.). Мы вырастили их специально для себя, и у них уже есть оригинальные проекты, к примеру касающиеся машинного зрения. Сейчас хотим создать пилотный проект школы, работающей по системе Белютина на базе МИСИСа. Надеемся, что это заинтересует работодателей, и впоследствии финансирование обучения на подобных курсах будет осуществляться за их счет.

- А как насчет школьников? Им подошла бы эта система?

- В школе Белютина занимались детишки с 4-х лет. За их видением абстракции взрослым еще не угнаться... Но на развитие этого направления нужна уже поддержка государства. Пока, чтобы получать более быстрый результат мы намерены работать с подающими надежды выпускниками вузов.

Ссылка на источник

 

« пресса о НАИРИТ